Начало января. Стамбул
То было крайне неожиданное приглашение. Или великодушно предоставленный выбор (без выбора, но это, как говорится, не суть). Перемещаться ли до Стамбула — вопрос решённый (не мной). И мне оставалось только собрать вещи. Потому что «ненадолго, куда не хочется», лучше, чем «надолго, куда не хочется», верно?… А в итоге я приобрёл новый опыт. Летел с открытыми глазами. Ю* морокун. Так и запишем…
В ожидании, когда дадут уснуть, я промаялся до самого часа икс. Полностью безрезультатно. Подъехали к аэроплощадке. Всё нет и нет. Меня уже серьёзно затрусило, как вдруг я услышал от Ю*: «Ничего не нужно. Проведём время за беседою. Оно и промчится, что не заметишь.»
Я замер, а в голове сигнальным отблеском красного маячка беззвучной сирены неслось: «Что???! Что, мать вашу???!» Заглотил немного воздуха, цепенея…
Через паузу последовало: «Да-да. Уверяю тебя, пугаться ни к чему.» Снова пауза…
Теперь сквозь муть к моему навернувшемуся сознанию пробился голос отца: «Порядок?»
И внутри подстрелянной птицей в агонии заметался ответ: «Порядок! Порядок! Порядок!»
Через ноздри, прожигая дыхательные пути, прямо в мозг ворвался пронзительный дух отрезвляющих солей. Как вспышка. Сияющей стрелой пробило череп навылет…
Я так и не понял, подмешали что-то в воду или надёжно переключили доминанту, но в салоне при взлёте и почти через весь путь я не смыкал глаз. Холодный пот смочил волосы возле лица.
— С высоты поселения похожи на миниатюры и макеты, согласен?
Да, похожи… Из множества полётов я помню едва ли 1%. И никогда не вглядывался в пейзажи за бортом. Потому можно считать, что этим рейсом я впервые посмотрел за стекло. Не то чтобы полностью осознанно, но с полудохлыми мыслями о миниатюрах макетов, а не о дурноте, пожарах внутри головы, замыканиях и удушье…
Ю* много говорил, порой вызывая меня на диалог. А мне казалось, что сердце пробьёт рёбра — как ему не хватало места для агрессивной пульсации. Стучало в висках. Удары я слышал лучше внешнего белохалатного голоса. Наверное, это было заметно. Ю* не сдавался и повторял моё имя, возвращая в тему реально происходящего.
Погода в атмосфере за всё время перелёта поменялась многократно. От снежной сизой туманности через монохром дождя к серебряному свету солнца на спектрально-синем океане неба. Облака то хмуро затягивали пространство до горизонта, размывая его границы, то белыми клочьями мерцали в лучах яркого, но холодного светила, незримо рассыпая горстями колкие кристаллы маленьких снежинок. Будто парад возможностей…
Игры цвета за бортом не отвлекали настолько, чтобы не ощущать дрожь и страх моего падения. Было трудно дышать ровнее…
Если бы не отец в кресле напротив, время от времени окатывающий меня ледяным тяжёлым взглядом, полным недоверия, я бы, наверное, расслабился, опустившись до истерических слёз и попыток вырваться из салона к чёрту… Сам же, вопреки невыносимому ужасу, сидел на месте как приклеенный и пытался изобразить, что доверять мне можно — вон, бишь, смотри, не валяюсь, учиняя срам, штаны сухие, слушаю Ю*, тычу камерой смартфона в иллюминатор…
Впрочем, дотерпел до заселения в отель. Там меня протрясло так, что не помню, как уснул…
По утру новогодний Стамбул раскрыл свои объятья, в которые я не спешил. Ю* как ни в чём не бывало огласил список мероприятий на срок пребывания в городе и маршрут прогулок. Я не чувствовал себя готовым к туристическим подвигам. Хотелось забиться в тень и никак не отсвечивать, чтобы не нашли и не вытащили за двери номера. Не тут-то было, конечно…
Всё думаю, как сподручнее сыпать картинки. Пожалуй, блоками по темам, а не по порядку. Наснимал фрагментов по ходу движения туда-сюда-обратно. Теперь сплошное неудобство описательного свойства — не собирается полотно текста, если перемещаться по очереди кадров. Будто нелепый пэчворк с бессистемным орнаментом. \ Пусть будет по темам. Да…
О чём бишь я?… Показалось, номер стилистически не соответствовал сусально-хрустальной помпезности холлов, коридоров и прочих общественных зон отеля. Мне довелось побывать у отца на другом этаже. Так там аналогично… К тому же, у кого-то явно бескрайняя любовь к орхидеям, которые присутствовали всюду. Цветочные композиции были собраны в пышные декоративные инсталляции каскадами и местами точечно в огромных вазах, да ещё менялись с заметной периодичностью. Настроение «Праздник в императорском склепе».
В главном холле внушительных размеров эксцентрическое изваяние:
На стене монументальное панно:
Перед панно, между меблированными островками для гостей, на отдельных выставочных столах злато-серебряная утварь с турецким колоритом.
В целом пёстро и ярко. Кружилась голова. В глазах мельтешила цветная мелкая рябь…
Орхидеи там:
Орхидеи тут:
Закончили с орхидеями.
Тупик коридора на этаже:
Молчаливое стекло в одном из пространств:
Неприкосновенный уголок культурных развлечений:
Едальня в обстановке романтического вечера:
Еда…
Наконец, Ю* настойчиво предлагал посмотреть местный бассейн. «Прекрасная идея, учитывая то, что я совсем не умею плавать!» — подумал я. Но посмотреть — посмотрел.
Да, бассейны на воздухе тоже были заполнены водой, несмотря на январь. Я ни разу не видел, чтобы в них резвились люди.
Босфор
Заговорил о воде, вспомню прогулку по «Коровьему броду»…
«Инициатива» — второе имя Ю*. Таскать меня по карабликам отдельное удовольствие, видимо.
Холод и пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным…
Самый длинный в мире подвесной мост:
Портовые верфи и береговые достопримечательности…
Под занавес экскурсии расфокус и блюр:
Такие дела…
Музей современного искусства
Световая инсталляция. Игрища с цветным и зеркальным стеклом…
Какой-то символизм. \?\
Рядом с этим холстом я задержался. Привлекло пламя. Смотрел. О чём думал, не помню…
В паноптикуме больше не фотографировал.
Граффити
Уличная живопись порой органично вписывалась в аутентичные сюжеты каменных декораций.
Порой. Тут, допустим, во всех смыслах не вписалось:
А тут, кажется, вполне:
Идеи перемежались с мазнёй.
Улицы и строения
Нарядная жилая цивилизация, эклектика районов Балат и Фенер, цветные лабиринты плюс обшарпанная старина. Всё смешалось…
Просто деталь. В одном из заведений:
Узкие неуютные каменные коридоры проулков на подходе к некоторым туристическим местам, историческим объектам. Оставить бы, уйти прочь. Но мы, к большому моему сожалению, не для того сделаны, чтобы туда не влезть…
Тем временем, на календаре Новый год. Да, кое-что об этом напоминало, но все потуги вместе взятые не создавали типичной для этого периода визуальной атмосферы…
Часто казалось, что вокруг осень…
Или холодное пасмурное глубоко северное лето…
Особенно «по-летнему» было на площади и на кладбище квартала Султанахмет…
«Такое, вот, хреновое, братцы, лето.» (с) …в начале субтропического января…
Нейтралитет. Без деревьев, когда то камни, то бетонстекло, не определить время года…
Камни мечети Сулеймание:
Бетон-металл-стекло небоскрёбов:
Предзакатная смурная серость:
Фрагменты дворца Долмабахче:
Ходили внутри и вокруг чуть ли не до вечера отведённого дня…
Айя-София
То собор, то музей, то мечеть…
После недавнего назначения храма-музея мечетью обычным туристам запретили подниматься выше первого яруса. Временно или совсем, не запомнил…
Где и зачем сфотографировал ложки?… \
Немного закат и почти ночные панорамы
С верхатуры…
Вынужденно насмотревшись по сторонам, я думал про стеклянные шары в поддельном снегу витринных инсталляций и зелёные оливы улиц. Какая несусветная визуальная какофония! Хотя, если быть заядлым путешественником, то, пожалуй, привычно. А я не успел перестроиться. За окнами домашней спальни зима окутала землю белой шалью. И тут вдруг пальмы за пределами номера. Это уж слишком…
Внезапно. Король умер. Да здравствует король…
Где мы не были: блошиные рынки и всецветные базары, шумные разноликие уличные кафе, даже не в сезон перенасыщенные туристами главные городские артерии и, напротив, трущобы с хибарами… Относительно последних можно сказать, Стамбул, как истинный город контрастов, лукаво замешивал вековую архаику, современные технологии, блеск и нищету в один компот. Так что, пробираясь по исторической в абсолюте европейской и ухоженной узкой улочке к очередной центральной восточной достопримечательности, можно было неожиданно наткнуться на какие-нибудь заброшенные и заколоченные, некогда жилые невзрачные полуразвалины…
Постскриптум.
Я к этой заметке полгода не мог приступить… И даже уже сподобившись и записывая, заставлял себя вспоминать наискучнейшую муть. Слишком много кадров, которые я не считаю хоть сколько симпатичными. Делал перерывы в комплектации «опуса» — до того было тошно. Такое моё состояние к Турции никакого отношения не имеет…