Закат октября. Черногория | Тиват
Октябрь случился неожиданно насыщенный. Половину месяца я провёл, как мне и обещали, в привычном и с детства абсолютно знакомом закрытом клубе альтернативной вменяемости. Обычно после одурманенного срока везут сразу же в дом. Но не на этот раз…
Конечно, происходящее не стало для меня полнейшим сюрпризом, потому как ещё до момента открытых дверей, Ю* спрашивал, нет ли у меня каких фетишей, без которых мне крайне неловко в путешествиях. По-другому, отец принял решение прихватить балласт в очередную свою поездку, но у него не будет времени ждать, пока я раскачаюсь и вернусь в общую реальность. Билеты давно были куплены по совпадению на тот же “день Х” и планов менять никто не думал. Ю* вызвался собрать для меня какие-нибудь личные вещи, если я попрошу. В итоге в означенный час на заднем сидении автомобиля меня встретила небольшая сумка с бельём, телефоном и альбомом (будто я совсем ничего не понимал, когда перечислял эти предметы Ю* под запись).
Как-то позже Ю* обмолвился, что в городе, где дом, унылая чёрная осень, размытая холодными дождями. Волею моего хозяина некую начальную стадию этого депрессивного периода я провёл вдали от непрерывного созерцания заоконной печали. Конечно, я не знаю, чем на самом деле руководствовался отец, выцепив меня на перепутье, утащив за собой. С ним мы об этом не говорили… Предисловие окончено.
Которский залив, полуостров Врмац, Черногория.
Я традиционно плохо помню как сами перелёты, так и перемещения от аэровокзалов до отелей. Тем более, сразу после полупьяных недель невозможно было включиться в происходящее. Несмотря на неспокойствие перемены обстановки, множество посторонних людей вокруг, колоссальное количество всевозможных раздражителей, я упорно оставался глухим и закрытым, в своём затуманенном ауте. Мы поехали, полетели. Мы прилетели, приехали…
Тёплый маленький город у кромки воды.
Тиват.
В фотографиях несколько дней. Заложу сюда блоками. И лучше по локациям, не по времени. (Мне кажется, что лучше… Как на самом деле, не знаю.)
Очень скомканное выдалось приключение, информационно бесплодное. Из альбома перепишу некоторые факты и всё. Что до впечатлений, тут я пас. Меня притупили и впитывать мир было нечем – рецепторы имел нетрезвые. Потому, думаю, описание выйдет голое. Что ж, увидим…
Надо отметить, мы оказались в Черногории после летного туристического сезона и курортные места, исхоженные отдыхающими, затаились перед относительной тишиной переходного периода. Говорят, летом пляжи ривьеры бурлят. А зимой белоснежной маятой растрёпаны горнолыжные точки. Осенью ничего подобного не происходит. Когда Ю* удавалось вытащить меня на прогулки, праздно шатающихся прохожих не наблюдалось.
Ходили много. В основном туда-сюда по побережью. Застали и ранние восходы, и закаты…
С пляжа “Белане” я даже видел луну. Но это не ночь. Такое было утро:
Марина “Порто Монтенегро” – причалы, стоянка для яхт:
Порт принимает частные суда класса люкс. Тем и славен.
Конус на первом плане – это фонтан (один из нескольких подобных).
Тепло и скучно…
Что кажется “Эйфелевой башней”, то на самом деле портовой кран югославской военно-морской базы, на который навешали переменчивую иллюминацию:
В темноте подсветка подмигивала яркими оттенками. При свете долго оставалась розовой.
Странное зрелище…
Когда оформление отключили, аура загадочности исчезла, картинка стала прозаичнее, проще. Телебашня? Вовсе нет. Портовой жираф и никаких вопросов.
Другие причалы:
Все дороги ведут к Тиватскому заливу…
Если проявить упрямство, можно вырваться от воды и проникнуть в систему улиц.
Правда, не самый надёжный способ, когда тебя поселили в прибрежном районе, а уходить далеко от обиталища нет ни сил, ни желания. И всё же_
_Ю* проявил упрямство и в итоге я повидал разнохарактерную архитектуру Тивата, а не только потолок отеля. Красиво цветущие деревья видел, маленькие аутентичные дворики и лавки, не только волны, облизывающие берега и пирсы под балконом… Ю* не позволял мне заваливаться в сонный полуобморок, хотя я только и делал, что пришатывался к стенам.
Дожди не обещались. Каждый день щедро заливался солнцем.
При этом безлюдно было везде… Будто на заказ.
Дальше просто детали. Пожарный гидрант и разметка для слепых на тротуаре:
Граффити и несчастная оплёванная агава в какой-то подворотне:
На Площади Культуры якорь, как памятник в честь столетия судоремонтного завода Тивата, и ржавая рыбная инсталляция:
Имитация человека на балконе (WTF?):
Ю* сказал, вероятно, это пугало для птиц… \
За чужой забор не зайти. Такие цветы встретились, вид имели очень летний:
Единственное место, которое намекнуло, что на черногорском дворе осень:
Домашние спеющие гранаты:
Снова улицы и конструкции, ближе к цивилизации…
Конструкции и улицы…
Ю* искал, чем бы утолить жажду, и по его инициативе мы посетили маленький продуктовый магазин. Я постоял рядом с витринами и товарами диких расцветок:
В том магазине мы почти столкнулись с другими голодными визитёрами. Не думаю, что туристы. Они общались между собой на сербском. По всей вероятности, обсудили ассортимент, что-то купили и быстро исчезли за стеклянной дверью выхода, как за порталом в иной мир, сотканные из приглушённой темноты мини-маркета растворились в уличном солнце. Оказывается, город был вполне жив…
В разные дни мы останавливались в местных едальнях по выбору Ю*. Я не вникал, куда ведут. И очень напрасно…
Кальмары (кажется, это были кальмары) с зелёным гарниром выглядели так, словно кого-то стошнило полупереваренными органами размножения… Я отказался от порции.
В другой раз в другом месте косточки малины хрустели на зубах…
Аптека:
Ю* заходил изучить предложения и цены. Я не спрашивал его о впечатлениях.
В сезон явно много русскоговорящих туристов с детьми. А если нет, тогда зачем здесь это:
Тиват настолько невелик, что его можно истоптать вдоль и поперёк. Так, остановившись в квартале Порто Монтенегро, мы в основном нерасторопно блудили по набережной, а в остатке прогулялись по улицам, расположенным в другой части города. Древних построек в “старом” Тивате, обнимающем Порто Монтенегро со стороны гор, почти нет. А престарелых, изветшалых и облезлых вполне хватает…
В округе противоречиво соседствуют история и крупные точечные вложения, достаток на фоне грустной потасканности…
Город контрастов, не иначе…
Возвращались в апартаменты к дневному сну. Его не отменяли. А пробуждения затемно по утрам – то ещё средство для автоматической послеполуденной отключки. И если бы это были путешествия в поисках приключений, я получил бы премию самого неудобного никуда не годного компаньона. Но отец делал дела, потому мы почти не пересекались. А сам я неотлучно находился на попечении Ю*. Программу досуга он предлагал мягко, не торопил, не прессовал, не настаивал, когда мне было невмоготу…
После закатов одолевала тоска. Несмотря на то, что я думал, будто уже накрепко привык к пустоте. Пытаясь заснуть под отголоски плеска воды, деликатно навеянные лёгким бризом в открытые двери балконов, слизывал щипучую и горьковатую соль, собиравшуюся каплями в уголках губ… Неблагоприятная пора, плохие моменты, дурные мысли.
Неуёмная активная любознательность, исходящая от Ю*, вытащила нас в каменный Котор с зелёными ставнями. Мы плавали по Адриатике с последующим автоперевалом через Жабляк в национальный заповедник Дурмитор до озера. А ещё по тем же волнам до холма Святого Ильи. В Пераст не выходили, созерцали с моря. Когда-то читал (не помню, где), что в Хергец-Нови находится самая маленькая в мире книжная лавка “Мимоза”… Это проверил. Да. Она действительно неимоверно малёшенькая…
Постскриптум.
Уже закат ноября. В течение месяца довелось скользнуть призраком по пригороду, однажды зайти в густой туман в лесу у холодного озера, более чем на неделю вернуться под наблюдение в белые стены после нелепого постыдного срыва, снова оказаться дома. С разорванной периодичностью открывал нотобуко, редактор и заглядывал в альбомы. Кадров слишком много. Когда мог, смотрел в них как в бездну, выбрасывал прочь совсем уж негодные. Я утомлён, но пока заняты руки, голова наполовину пуста. Собирался облачить память в буквы и оформить отпечатками. По совету Ю* на то в ближайшие дни и растрачусь, наверное…